Приложение к образовательной программе дошкольного образования МБДОУ детского сада №1 (в соответствии с ФОП ДО) Учебный план на 2024-2025 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 г. Углегорска Сахалинской области Пояснительная записка. Учебный план – нормативный документ, содержащий структуру образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения с учетом его специфики, учебно-методического, материально-технического оснащения и кадрового потенциала. Данный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет время для реализации образовательной деятельности по областям в группах детей. Целостность педагогического процесса в учреждении обеспечивается реализацией образовательной программы дошкольного образования МБДОУ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта до- школьного образования на основе ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утверждена приказом Министерства просвещения Россий-ской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) Учебный план МБДОУ на 2024-2025учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений: СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом МБДОУ Лицензией на осуществление образовательной деятельности. Основные цели учебного плана: регламентировать организацию образовательного процесса; установить формы и виды организации образовательного процесса; определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе. Распределение количества образовательной деятельности основано на принципах: соблюдения права воспитанников на дошкольное образование; дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; соотношения между обязательной части (не менее 60% от ее общего объема обязательной части Программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%.) частями учебного плана; сохранения преемственности между обязательной и вариативной (модульной) частями; отражения специфики МБДОУ: учёт видовой принадлежности – общеобразовательное учреждение детский сад; учёт особенностей возрастной структуры – в учреждении функционируют 5 групп: 1 группа – первая младшая (2-3 года) 1 группа – вторая младшая(3-4 лет); 1 группа - средняя (4-5 лет); 1 группа - старшая (5-6 лет); 1группа - подготовительная (6 -7 лет) Образовательная деятельность строится с учетом основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Учебный план рассчитан на учебный год с 02 сентября 2024 г по 30 мая2025 года. Реализация минимума содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяется Образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 г. Углегорска Сахалинской области. Основной целью образовательной деятельности детского сада является: — является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Основные задачи деятельности детского сада, направлены на: 1. обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы; 2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;. 3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; 4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; 8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Учебный план обеспечивает реализацию содержания образовательной деятельности, исходя из Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ в различных видах деятельности по образовательным областям: 1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Структура учебного плана В учебном плане определены направления развития детей дошкольного возраста по возрастным группам, с расчетом количества основных видов непрерывной непосредственной образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников с указанием времени, отведенного для организационной деятельности в течение недели Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Объем недельной образовательной нагрузки для каждой возрастной группы, представлена пятью направлениям развития и образования (образовательными областями), обеспечивающими социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и предполагает комплексность подхода с учетом принципа интеграции различных видов деятельности. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственную образовательную деятельность статического характера, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности составляют не менее 10 минут. Один раз в неделю для детей всех групп занятие по физическому развитию проводится на открытом воздухе. На протяжении учебного года для воспитанников детского сада организуются недельные каникулы: Каникулярный период Период 30.12.2024 -09.01.2025 Длительность 10 дней 30 мая 2025г. – 29 августа 2025 3 месяца Название Мероприятия Новогодние каникулы Мероприятия по правильной орЛетние каникулы (летний оздоровительный период) ганизации культурно - досуговой деятельности, творческого и оздоровительного цикла: музыкально - литературные, театрализованные, физкультурные развлечения, концерты, викторины, забавы, спортивные, подвижные игры, увеличение продолжительности прогулки. Создание условий для наблюдений, экспериментирования, собирания коллекций и т. п. МБДОУ функционирует 5 дней в неделю с 12 -часовым пребыванием детей. Пятилетний срок освоения программы Продолжительность ООД Длительность условного часа в мин. Допустимый объем недельной образовательной нагрузки (количество занятий) Общее астрономическое время в неделю первая младшая 10 вторая младшая 15 средняя старшая 20 25 подготовительная 30 10 11 12 15 16 1час 40 мин. 2 часа 45 мин. 3 часа 40 мин. 6 часов 15 мин 8 часов 00 мин Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется с учётом образовательных областей (ФГОС) и реализуемой образовательной программой МБДОУ и представлена распределением деятельности в каждой возрастной группе по основным направлением развития. 1 2 3 4 Организованная образовательная деятельность (занятия по Программе) Периодичность Базовый вид деятельности 1 2 Средняя Старшая Подготомладшая младшая группа группа вительная 2 раза в 2 раза в Физическая культура в помещении 2 раза в 2 раза в 2 раза в неделю неделю неделю неделю неделю 1 раз в не1 раз в неФизическая культура на воздухе 1 раз в 1 раз в 1 раз в делю делю неделю неделю неделю 1 раз в не1 раз в неМатематическое развитие 2 раза в 2 раза в 2 раза в делю делю неделю неделю неделю 1 раз в не1 раз в 1 раз в 1 раз в неОсновы науки и естествознания 5 Развитие речи 6 Рисование 7 Лепка 8 Аппликация\ ручной труд 9 Музыка Итого: количество непрерывной непосредственно образовательной деятельности в неделю (общая длительность в неделю) Максимально допустимая нагрузка в первой половине дня Количество занятий в первой половине дня Количество допустимых занятий во второй половине дня 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 10 занятий в неделю 1 час 40 мин. делю неделю неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 11 занятий в неделю 3ч.40 мин +1 дополнительное (4часа) 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 12 занятий в неделю 5часов +2 дополнительных (5 час.50 мин.) 10 занятий в неделю 2 часа 45 мин. делю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в недели 12 занятий в неделю (6 часов) + 2 дополнительных (7 часов) 2 30 мин 40 мин 45 мин 60 мин. 2 2 2 2 3 или 1 1 раз в неделю по 1 занятию 2 раза в неделю по 1 занятию 2 раза в неделю по 1 занятию или 1 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки по возрастным группам согласно СанПиН Для проведения занятий в детском саду имеется: рабочие программы воспитателей для каждой возрастной группы; рабочие программы специалистов График отслеживание степени сохранения здоровья и физического развития Срок проведения и вид диагностики 2 раза в год (осень, весна) Название диагностики Цель диагностики Проф. осмотр, антропометрия 2 раз в год (декабрь, май) 1 раз в год (декабрь) 3 раза в год: вводная – сентябрь; итоговая – май; промежуточная в форме итоговых занятий по каждой теме Распределить детей по группам здоровья; Выявить детей, имеющих хронические заболевания. Анализ заболевае- Выявить характер заболевамости емости детей Оценка адаптации Выявить характер процесса детей адаптации детей к условиям прогимназии Физическое разви- Выявить уровень развития тие - по критериям двигательных качеств детей по возрастно-половым показателям Ответственный Старшая медсестра Врач-педиатр, Старшая медсестра Старшая медсестра Старшая медсестра Воспитатель График отслеживания уровня готовности к школьному обучению Срок проведения и вид диагностики Название диагностики Цель диагностики Ответст венный сентябрь - вводная январь – промежуточная май - итоговая Нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым сентябрь - вводная май -итоговая Психологическая готовность к школе Выявить уровень проявления инициативы в общении, игровой, познавательноисследовательской, продуктивной практик, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста Выявить уровень готовности к школьному обучению Заместитель заведующег о по методическо й работе, педагог психолог Заместитель заведующег о по методическо й работе, педагог психолог Таким образом, учебный план МБДОУ соответствует требованиям действующих на текущий момент нормативно-правовых документов, утвержденных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Структура образовательного процесса День делится на три блока: Утренний образовательный блок (7.00 //7.30 – 9 часов утра) включает в себя совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей. Развивающий блок (9 – 11 часов утра) представляет собой организованное обучение в форме занимательных дел. Вечерний образовательный блок (15.20-17.30) включает в себя совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей, кружки, индивидуальные занятия. С целью реализации Рабочей программы воспитания МБДОУ и создания единого воспитательного пространства в детском саду разработан календарный план воспитательной работы в МБДОУ . При формировании календарного плана воспитательной работы в него были включены мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания и дополнительного образования детей. Все тематические мероприятия в детском саду отражены в ежедневных планах воспитательно - образовательной работы педагогов и специалистов ДОУ и проводятся с учетом особенностей образовательной программы МБДОУ, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Календарный план воспитательной работы на 2024 – 2025 уч. год 02 сентября - «День знаний» развлечения на улице 03 сентября – День освобождения Сахалина и Старшая и подготовикурильских островов тельная группы 57лет 5 сентября - день рождения писателя Алексея Константиновича Толстого 27 сентября - «День дошкольного работника» 1 октября - День пожилого человека Старшая и подготовительная группы 5-7лет Все возрастные группы Осенние праздники – развлечения 3 ноября - день рождения поэта, драматурга, переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) 23 ноября - День матери в России (Концерт) 04 ноября: День народного единства Старшая и подготовительная группы 5-7лет 3 декабря День неизвестного солдата Новогодние утренники Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 С 09 по 10 января - Рождественские святки - колядки (игровые забавы с использованием фольклора, театрализованные представления, спортивные развлечения в группах и на улице) 27 января - День полного освобождения Ленин-града от Старшая и подготовифашистской блокады. тельная группы 5-7лет 23 февраля - «День защитника Отечества» Старшая и подготови(спортивные праздники и развлечения) тельная группы 5-7лет С 24 февраля по 02 марта - Масленичные гулянья (игровые забавы с использованием фольклора, театрализованные представления,спортивные развлечения в группах и на улице) 3 марта - день рождения Константина Дмитриевича Ушинского 8 марта - Международный женский день (Праздник мам) 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; Апрель 2025 Старшая и подготовительная группы 5-7лет Все возрастные группы Старшая и подготовительная группы 5-7лет 22 марта – Сороки или жаворонки (встреча перелетных птиц), «День воды» (мероприятия с отрядом Эколят - дошколят) 27 марта: Всемирный день театра. 7 апреля - Всемирный День здоровья 1 апреля «День смеха», 23 апреля «Всемирный день книги» 12 апреля - «День космонавтики» 22 апреля - «День Земли» Май 2025 Июнь 2025 (мероприятия с отрядом Эколят - дошколят) Выпускной бал 9 мая - «День Победы» 01 июня - «День защиты детей» (музыкально – спортивный праздник) 5 июня - День эколога ивсемирный день защи- ты Старшая и подготовиокружающей среды.(мероприятия с отря- дом Эколят тельная группы 5-7лет дошколят 6 июня - День русского языка (день рождения А.С. Пушкина) 12 июня - День России 7 июля - День семьи, любви и верности 27 июля - День Военно-морского флота 30 июля - Всемирный день дружбы 12 августа - День физкультурника 22 августа - День Государственного флага Российской Федерации Июль 2025 Август 2025 Вариативная часть Образовательной Программы формируется педагогами, родителями МБДОУ детского, в рамках сетевого взаимодействия с сетевыми и социальными партне- рами (согласно, разработанных планов) и определяет содержание дополнительной образовательной и воспитательной деятельности. Её содержание включает в себя: Проект «Эколята – дошколята» - по экологическому воспитанию дошкольников Проект «Веселый светофор» - по профилактике дорожно транспортного травматизма Комплексно-целевые программы: «Организация здоровьесберегающего процесса» «Организация сотрудничества педагогов, детей и родителей» Вариативная часть Образовательной Программы реализуется в течение учебного периода: На неделю: 2 младшая группа 1 Средняя группа Старшая группа 1 Праздник 1 раз в месяц 1 1 В дни каникул совместная деятельность Во всех видах детской деятельности в соответствии с перспективным планом, в течение года Во всех видах детской деятельности в соответствии с перспективным планом, в течение года Вариативная часть Развлечения 1 раз в неделю (физкультур- 1 Подготовительная 1 продолжи- Итого тельность в % в неделю день 20-30 мин 0,3% 0,5 % 1 1 20-30 мин До или ¼ в 0,1% нед. 3ч.24 мин в 40% день (204 мин) но-оздоровительное) Реализация проектов * В раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте, реализация вариативной части образовательной программы ДОУ осуществляется в совместной деятельности, что составляет 40% (совместная деятельность 4ч.30 мин. из них вариативная часть 3ч.24мин.) В старшем дошкольном возрасте вариативная часть образовательной программы реализуется от 23% до 40% в совместной деятельности (театральные праздники, конференции, фестивали, развлечения, дни открытых дверей), остальные 17% во время ННОД, углубляя содержание образовательных областей. Расчет: 10,5 – 2 часа (сон) = 8ч.30 мин (510 мин) из которых не менее 40% вариативная часть, это 3ч.24 мин. (204 мин) в день или в неделю = 2550 мин или 17 час.